Проект Wi-Fi в московском метро был реализован на базе открытых конкурсов. На данный момент 90% подвижного состава и 60% станций метро имеют покрытие Wi-Fi. Проект был реализован на деньги частных инвесторов. Пассажиры имеют возможность пользоваться быстрым интернетом со своих смартфонов/планшетов/ноутбуков абсолютно бесплатно.
Кто же всё-таки платит за данную услугу? В данном проекте использована модель доступа в сеть с показом рекламных роликов. (Читайте статью РЕКЛАМА в Wi-Fi)
Непростой задачей было обеспечить доступ во время движения вагонов. Решить данную задачу «в лоб», установив точки доступа в туннелях невозможно по 2-м причинам:
Эффект Доплера и ограничения модуляции QAM64 в режиме TDM. На скорости более 60 км/ч Wi-Fi не работает. Не секрет, что на многих перегонах вагоны разгоняются существенно быстрее. Но даже при движении на скорости более 30 км/ч из-за большого количества ошибок скорость передачи существенно падает.
Роуминг. При движении на скорости 60 км/ч мобильным устройствам пришлось бы перерегистрироваться на новой точке доступа каждые 0,5 сек. Передающие провода эффективны на 900 MHz (3G-GSM-GPRS), но слабо эффективны на частотах, используемых в Wi-Fi.
Первый пилотный проект был запущен на кольцевой линии. В каждом вагоне была установлена независимая точка доступа. Точки доступа подключались к Интернету через сеть мобильного оператора 3G. Само собой, этот Wi-Fi работал очень медленно, т.к. технология 3G для абонентов с высокой мобильностью обеспечивает скорость не более 200 кбит/с. Представьте, что эту скорость приходилось делить между сотней мобильных устройств в вагоне.
Установленные на вагонах Wi-Fi точки доступа работали сами по себе. Таким образом, пассажир на свой смартфон мог поймать до 5 Wi-Fi сигналов от разных вагонов. При работе на соседних радиоканалах точки доступа создавали интерференцию, что ухудшало качество сигнала.
На данный момент точки доступа в пределах поезда собраны в единую локальную сеть Gigabit Ethernet с резервированием по технологии «кольцо». Они распространяют единый SSID с возможностью роуминга. Сигнал подаётся на поезд при помощи радиомостов фирмы RAD (диапазон 6 ГГц, режим FDD). Через 30 – 50 метров в туннелях устанавливаются панельные антенны с диаграммой направленности 30 градусов, формирующие сигнал в виде «прожектора». На поезде устанавливается антенны типа «акулий плавник» с диаграммой направленности в форме лепестка.
Wi-Fi в метро позволяет смотреть видео на канале Youtube в формате FullHD.
Чтобы обеспечить стабильную передачу сигнала на скорости от 70 до 100 Мбит/c приходится увеличивать мощность передатчика до 20 Вт.
Микроволновое излучение такой мощности может оказывать вредное влияние на машиниста, поэтому внутри состава установлено 2 приёмо-передающих блока в кабинах первого и последнего вагонов. Автоматика включает блок в последнем вагоне по ходу движения состава.
Вредное воздействие микроволнового излучения на пассажиров не учитывается, т.к. они находятся под землёй ограниченное время.
Совет: если Вы едете в последнем вагоне, не стоит занимать место рядом с кабиной машиниста, т.к. можно подвергнуться облучению от заднего лепестка антенны радиомоста.
Чтобы разобраться, как это работает, мы взяли интервью у генерального директора компании GetWi-Fi, Лисенко Виталия Юрьевича. Сегодня его команда обеспечила сетью 6 станций подземки. Но, по словам руководителя компании, GetWi-Fi будет расширять свой бизнес.
Мы попросили его рассказать об истории Wi-Fi в московском метро, актуальных проблемах и перспективах его развития.
Добрый день, Виталий Юрьевич. Ваша компания работает над проведением беспроводной сети в московском метрополитене.
С чего начиналась работа? Кто и когда вам предложил запустить Wi-Fi в московском метро?
В.Ю.: Наша работа началась с осени прошлого года. Моя компания занималась до этого времени проведением домашнего интернета и Wi-Fi в небольших парках и кафе. Однако постепенно наш бизнес расширялся, и мы решили попробовать себя в новой сфере.
Тогда правительство Москвы объявило тендер на проведение беспроводной сети на двух станциях метро. Мы подали заявку, хотя не особо надеялись выиграть. Неожиданно наша компания победила.
С кого вы брали пример?
В.Ю.: Мы изучали опыт наших конкурентов. Например, у «Максима Телеком», который являлся продолжительное время монополистом в этой сфере. Также мы послали своих консультантов в Австрию, в Вену. Город, конечно, намного меньше Москвы, но там очень развита инфраструктура. Кроме того, мы изучали опыт интернет-провайдеров в Великобритании и Нью-Йорке.
С какими трудностями вы столкнулись при работе?
Сложнее всего было решить, за какие станции и ветки следует взяться. Ведь для нас главное – это доходы от рекламы. Чем более загруженная станция, тем мощнее понадобится точка доступа. Это значит и расходы на ее содержание будут выше, хотя они окупятся быстрее. Но при этом станция не должна быть сильно переполнена – у человека должна быть возможность использовать Wi-Fi комфортно. Проводить сеть в отдаленных районах также не имеет смысла, поскольку сетью будут пользоваться в основном во время рабочих перевозок.
Как вы решили эти проблемы?
В.Ю.: С техническими моментами нам помогли коллеги из Санкт-Петербурга: снабдили нас оборудованием и проконсультировали сотрудников.
Мы решили работать на станциях средней загруженности. Наша компания – одна из немногих, кто решил проводить сеть не только в переходах, но и на самих станциях.
Фильтруется ли интернет-контент, который предоставляют сети?
В.Ю.: Нет, сейчас интернет-пользователь может зайти на любой сайт. Однако местная власть разрабатывает проекты, которые направлены на «очищение» общественного интернета. Прежде всего, будет запрещен доступ к сайтам «для взрослых», ресурсам, которые занимаются продажей алкоголя и страницам, которые разжигают национальную вражду. Но мне кажется, что такая фильтрация вряд ли будет эффективной, если она будет проводиться только в метро или общественных сетях в целом.
Как сейчас пользователь может подключиться к общественной сети?
В.Ю.: Чтобы воспользоваться Wi-Fi, необходимо пройти авторизацию. Для этого пользователь получает пароль с кодом, который он должен ввести. Это необходимо нам, чтобы подсчитать общее количество людей, воспользовавшихся интернетом, и определить уникальных пользователей.
Как я уже говорил, основным источником нашего дохода стала реклама. Однако многие пользователи включают ее блокировку. Для тех, кто желает пропустить ее, мы предлагаем оформить платную подписку – всего 50 руб. Естественно, не так уж много людей хотят воспользоваться ею.
Сейчас много говорят о том, что Wi-Fi в подземке закроют или сделают платным. Однако не думаю, что это произойдет. Все-таки, в Wi-Fi в подземке вложили слишком много денег, и это может стать очень прибыльным делом.
Сколько стоит сейчас провести Wi-Fi в метро? Можете привести статистические данные?
В.Ю.: В общих чертах наша финансовая кухня следующая:в среднем, ежедневно московским метро пользуются от 6 до 9 млн. пассажиров. Около 5-8% из них используют беспроводную сеть. Один пользователь пропускает от 2 до 6 рекламных баннеров. Стоимость показа такого сообщения составляет 3-6 руб. За месяц скачивается около 12 Тб информации. Но, это статистика, в целом.
Отдельные станции имеют разный пассажиропоток. Разница между ними может состоять в 5-10 раз. К сожалению, наша компания пришла на этот рынок, когда главные станции были распределены между гигантами как «Максима Телеком», «Комстар-ОТС», МТС и Мегафон. Мы работаем на таких станциях как Пушкинская, Цветной Бульвар. Их пассажиропоток немного меньше среднего и составляет 30-40 тыс. посетителей в сутки.
Для того чтобы охватить одну станцию нам достаточно в среднем установить до 6 точек. Чтобы провести Wi-Fi между переходами, необходимо в среднем от 3 до 6 станций.
Стоимость каждого роутера может колебаться в районе 150-200 долл. Базовая станция обойдется в 250-400 долларов. Кроме того, сюда нужно присоединить 40 долл. в месяц, которые тратятся на обслуживание Wi-Fi в подземке на каждой станции. В среднем, если вычесть расходы на обслуживание, оборудование может окупиться за 1,5 -3 месяца.
Как Wi-Fi изменил жизнь метро?
В.Ю.: Мне кажется, Wi-Fi сделал жизнь города более напряженной. Интернет делает людей более мобильными, из-за чего они стремятся тщательнее рассчитать свое время. Благодаря этому Москва становится таким же мегаполисом как Лондон или Нью-Йорк.
Сеть формирует, можно сказать, новый слой социальной культуры через социальные сети, блоги, сайты новостей. Она прививает свои ценности, клише и понятия тем, кто пользуется Всемирной паутиной. Преимущественно, это происходит среди младшей группы населения, т.е. среди людей от 15 до 30 лет. Не знаю, хорошо это или нет, но это безусловно меняет облик нашего общества.
Какое будущее ждет Wi-Fi в метро?
В.Ю.: Думаю, нет оснований сомневаться, что система точек беспроводного доступа будет расширяться. Но темпы и направления ее развития напрямую зависит от расширения города. Прежде всего, следует ожидать усовершенствование беспроводного доступа на станциях, которые примыкают к Москва-сити. Также, на мой взгляд, через несколько лет будет проведено метро с Wi-Fi и мобильной связью в т.н. «Новой Москве» (прим.:2 округа, образованных в результате административной реформы в 2011-12 гг.). Актуальным остается проведение и улучшения покрытия для мобильных сетей.
Кроме того, разработчики должны создавать англоязычный интерфейс для входа в сеть. К сожалению, сейчас он есть не на всех Wi-Fi-точках метрополитена. И еще, думаю, стоит поработать над разнообразием рекламы. Мы не можем отказаться от нее. Да, ее не любят, но нам надо сделать ее более интересной для пользователей. Например, это могут быть анкеты или краткие и яркие видеоролики.
Смотрите также:
Подписка на новости